Как составить бизнес план

Оглавление статьи:

    Далеко не каждый начинающий предприниматель, а что уж говорить про студента, знает, как составить бизнес план. Это проект, где освещены особенности деятельности компании, характеристики услуги или продукта, который планируются выпускать, анализ рынка, проблем, рисков работы на нем, а так же детальное описания процесса производства, финансирования, продвижения. Большинство же, придумав идею товара или услуги, совершенно забывает о том, что создание бизнес плана подчинено определенным правилам, ограничиваясь красивыми, но общими фразами. Поэтому идеи могут быть отвергнуты инвесторами или недооценены преподавателями из-за недостаточного анализа.

    Как составить бизнес план

    Чтобы написать бизнес план самому, студенту нужно начать с обдумывания идеи, выявить ее плюсы и минусы. Если минусов слишком много, при этом их никак нельзя сделать преимуществами или уникальной чертой товара, то необходимо внесение корректив.

    Когда задумка крайне привлекательна на первый взгляд, то стоить изучить рынок, на котором планируется работать, попытаться определить уровень конкурентоспособности вашей организации. Так же важно спрогнозировать степень окупаемости продукции, сумму необходимых денежных вливаний, размер планируемой прибыли. Когда полученные показатели кажутся привлекательными, то пора разбираться, как написать бизнес план, способный увлечь инвесторов.

    Пишем бизнес план самостоятельно

    Чтобы составить бизнес план самостоятельно, необходимо знать его основные элементы: титульный лист, положение о конфиденциальности, резюме, цель, анализ рынка, товара или услуги, маркетинговый, производственный, организационный и финансовый планы, анализ возможных рисков. На сайте представлена пошаговая инструкция как правильно написать бизнес план с нуля.

    Текст пишется четким, понятным языком, однако самая важная информация освящается в полном объеме. Размер документа редко когда превышает 25 страниц печатного текста. Вся приведенные данные должны быть актуальными и достоверными. Избегайте использования устаревшей статистики, заявлений сомнительных экспертов, заимствование анализа из отчетов неизвестных организаций. Важно показать не только перспективность проекта, но также оставить возможность внесения корректив. Деловая среда очень переменчива, особенно в нашей стране. Инвестора крайне порадует, что вы открыты для предложений, сможете быстро, а главное адекватно отвечать на вызовы окружающего мира.

    Титульный лист

    Необходимо указать на титульном листе название вашего проекта, организации, не забыв при этом написать контактные данные. Также может быть добавлена информация о разработчиках, партнерах, вышестоящих организациях. Иногда сразу указываются основные показатели прибыльности, инвестиционной привлекательности.

    Меморандум о конфиденциальности

    Мало знать, как составить бизнес план самому, необходимо еще защитить свою идею от интеллектуального воровства. Сделать это вам поможет меморандум о конфиденциальности, который уведомляет о запрете на копирование, использование или распространение информации без получения разрешения от автора. Стоит дополнительно указать, что в случае непринятия проектов инвестором, документ нужно непременно вернуть автору.

    Резюме

    В данном разделе нужно составить краткое описание проекта с перечислением основных финансовых показателей. Постарайтесь описать свой продукт или услугу, определите целевую аудиторию. Что касается информации о финансовой составляющей, то целесообразно указать объем продаж по годам, выручку и чистый планируемый доход, не забыв о сумме собственных или заемных средств, необходимых для открытия предприятия. Планируемое или модернизируемое предприятие тоже важно описать: его организационно-правовую форму, структуру, численность персонала, необходимое оборудование. Завершить резюме рекомендуем указанием следующих показателей: чистая прибыль, рентабельность, период окупаемости, чистый дисконтированный доход от реализации. Данная структура бизнес плана еще раз напоминает о том, как правильно составить бизнес план, чтобы в ходе анализа узнать всю эту информацию.

    Идея

    По ходу того, как пишется бизнес план, его автор все лучше понимает суть своего предложения. В разделе, посвященном главной идеи, нужно указать цель мероприятий, перечислить задачи и действия, направленные на их выполнение. Далее остановитесь на причинах инвестиционной привлекательности проекта. Лучше всего дополнить эту часть раздела SWOT-анализом. Это позволит сопоставить сильные и слабые стороны, не забыв об возможностях, угрозах внешней деловой среды. Помните, что вы описываете прежде всего свое предприятие. Именно для него выполняется SWOT-анализ.

    Сильными или слабыми сторонами выступают, например, технологичность производства, уровень сервисного, послепродажного обслуживания, уникальность предлагаемого продукта, степень профессионализма персонала, наличие необходимого для выпуска оборудования.

    Угрозами или возможностями являются: темп роста рынка, сила конкуренции, политическая, экономическая, правовая ситуация в стране, степень платёжеспособности потенциальных покупателей.

    Характеристика рынка

    Тут не просто описываем рынок, но выполняем полноценный маркетинговый анализ. Сюда входит анализ объемов продаж похожей продукции, роста изучаемого рынка, наличие товаров-заменителей, особенностей продвижения, ценообразования, оценка конкурентов и выделение основных потребителей путем сегментации. PEST-анализ окажет помощь при оценке влияния факторов политико-правовой, экономической, социальной, технологических сфер.

    Суть проекта

    В этой части опишите основные цели предлагаемого проекта, факторы успеха на рынке. Отталкиваясь от этого, следует сформулировать подробно суть, внешний вид изделия, его характеристики, которые способны удовлетворить нужды рынка. Вы лучше поймете, как рассчитать бизнес план, если определите этапы производства, выясните какие бумаги нужно оформить, а какое оборудование закупить. Все это дает основу, чтобы составить правильный график финансирования с указанием сфер, скорректировать имеющуюся организационную структуру.

    Маркетинг

    Инвестор всегда желает нюансы политики маркетинга, а именно все, что касается маркетнг-микса: продукт, цена, продвижение и особенности сбыта. В рамках этого анализа указывается ассортимент, возможности его расширения, упаковка, сервисное обслуживание, сопутствующие товары, приемы продвижения и способы рекламы, система сбыта и др.

    Грамотный маркетинговый план повышает привлекательность идеи, ведь он показывает каков шанс успеха на рынке.

    Производство

    Правила, как создать бизнес план, предполагают написание этого раздела для тех фирм, которые решили изготавливать что-либо самостоятельно. Предприниматель рассказывает здесь о необходимой производственной мощности, оборудовании, пошагово расписывает процесс изготовления. Так же внимание уделяется цехам, их площадям, необходимому сырью, вопросам подряда.

    Организация

    Существующая организационная структура должна в полной мере отвечать намеченным предпринимателем целям. Поэтому приводится необходимый тип организационной структуры, указывается правовая форма предприятия (как пример: ИП или ООО), описываются функции каждого звена структуры, способы их закрепления в документарной форме.

    Рекомендуется уделить особое внимание вопросам управления персоналом, производством и ресурсами.

    Финансы

    В рамках этой главы нужно составить полное обоснование целесообразности проекта с экономической точки зрения. То есть рассчитать процент рентабельности, термин окупаемости, чистый дисконтированный доход. Наверное, это самый важный раздел для инвестора, так как он говорит о возможности не только вернуть потраченные деньги, но и получить прибыль.

    Хорошо бы сделать такие расчеты: оценка динамики курса валют, размеров налоговых отчислений, преимущества различных способов формирования капитала, прогнозируемый размер доходов и затрат. Последнее можно составить в виде таблицы cash – flow, отчета о финансовых результатах, балансе.

    Из необходимых показателей хотелось бы выделить точку безубыточности, чистый дисконтированный доход, время окупаемости, уровень доходности, внутреннюю норму доходности.

    Заключение по разделу содержит общий вывод по рассчитанным коэффициентам.

    Риски

    Любой бизнес план содержит описание рисков. Вероятность каких-то рисков велика, а другие вряд ли повстречаются на пути предпринимателя. Но все же нужно обнаружить все потенциальные риски снижения прибыли или же краха идеи. Для этого анализируются различные группы угроз (социальные, экономические, правовые, финансовые, природные и т.д.), а после на основании проведенного исследования разрабатывается комплекс мероприятий по минимизации их влияния или полного устранения.

    Следует составить полный перечень потенциальных рисков, а далее привести комплекс действий или методов для решения каждой выявленной проблемы.

    Приложение

    После того, как будет закончено основное исследование, следует подготовить приложения. Они состоят из копий документов, данных анализа, таблиц и схем, которые в полной мере помогают понять привлекательность выпуска предложенного товара или услуги. Для удобства инвестора в основном тексте нужно приводить ссылки на соответствующее приложение

    Как составить бизнес план
    Rate this post