Методы в курсовой работе

Оглавление статьи:

    Методы в курсовой работе. sovetstudentu.ruВведение не будет полным, если указана только актуальность, цель или задача. Во введении обязательно описывается методология курсовой. Делается это путем перечисления тех приемов, которые были использованы во время проведения исследования.

    Приведем примеры того, как описывается методология курсовой работы:

    • «Для достижения цели были использованы следующие методы исследования в курсовой работе: системного анализа, теоретического обобщения, анализа и синтеза, дедуктивный».
    • «Методологической основой исследования являются методы теоретического обобщения, системного анализа, анализа и синтеза, система показателей анализа финансовой устойчивости и другие, которые были использованы для обработки информации».
    • «Исследование выполнялось с помощью общенаучных методических приемов (индукция, дедукция, синтез, анализ), экономико-статистических способов познания (анализ динамических рядов, группировка, графический). Обработка информационного обеспечения осуществлялась с использованием современных информационных программ».
      Как видите, не нужно расписывать суть или место использования каждого метода. Рассмотрим наиболее распространенные методы исследования в курсовой работе.

    Методы научного познания в курсовом проекте

    Традиционно, методы в научной работе делятся на теоретические и практические (или же эмпирические). Это не означает, что некоторые науки никогда не используют, например, практические подходы.
    Наиболее часто используются теоретические методы в курсовой, пример: синтез, сравнение, обобщение, анализ научной литературы, разработка классификации.

    1. Анализ. При его применении предмет разделяется на несколько частей, которые потом изучаются по отдельности. Он создает возможность для студента рассмотреть явление или процесс деятельности в разных соотношениях, при этом выделяются самые существенные свойства и связи. У студента возникает возможность благодаря своему мышлению одновременно охватить значительное количество фактов, выявить возможные взаимосвязи между ними.
    2. Синтез. Благодаря ему происходит объединение частей воедино путем понимания взаимосвязи между ними. Он дает возможность изучить объект как некое целое. Именно, используя прием синтеза, мы имеем возможность воссоздать группу предметов исследования как систему связей, взаимодействий, акцентировать внимание на наиболее существенных компонентах. По сути, это зеркальное отражение предыдущего способа познания.
    3. Индукция. При использовании этого приема из частных явлений, событий или особенностей выводятся некие общие закономерности или принципы. Он особенно эффективно используется в тех исследованиях, когда основу положен опыт, эксперимент или наблюдения, дающие возможность сбора эмпирических фактов. Изучая эти факты, исследователь устанавливает явления, которые имеют повторяющийся характер, на этом основании выстраивает индуктивное умозаключение. Таким образом, логика мышления переходит к общему от частного, активно используется обобщение.
    4. Дедукция. С помощью него частные положения выводятся из общих. Дедукция отличается от индукции противоположным движением мысли. Она основывается на общем суждении.
    5. Аналогия. При ее использовании знание о предмете или объекте получается на основании изучения его сходства с другими. Течение мысли предполагает перенос на менее изученный, но похожий, объект свойств более изученного явления. Она широко применяется в научных исследованиях благодаря своей наглядности, возможности сравнить, отобразить подобные качества.
    6. Абстрагирование. Студент словно забывает про остальные стороны изучаемого явления, сосредотачивая все свое внимание только на одной.
    7. Классификация. Очень часто существует множество разновидностей чего-либо, которые можно сгруппировать с помощью определенных признаков, то есть классифицировать.
    8. Анализ научной литературы. Чтобы получить необходимый результат, достичь поставленную цель, студент подбирает, а после внимательно изучает учебники, научные статьи, монографии, отчеты, результаты проведенных другими экспериментов.
    9. Аксиоматический метод. При его использовании часть положений являются аксиомами, а другая часть выводится логическим путем.
      Однако не всякой работе достаточно только теоретических приемов. Потому чуть реже, но встречаются практические методы в курсовой работе, пример: моделирование, эксперимент, наблюдение, измерение.
    • Моделирование. Изучаемый объект для удобства заменяется моделью, которая точно отражает его характеристик. Модель строят после начального изучения, теоретического анализа и прогнозирования предполагаемых результатов. Моделирование считается достаточно эффективным способом прогнозирования влияния внешних факторов на изучаемое явление и принятия конкретных решений. Модель должна конструироваться исследователем таким образом, чтобы операции отражали основные характеристики объекта исследования (основные элементы структуры, их взаимосвязь, функциональные параметры), важные для решения цели, поставленной во введении к курсовой работе. Модель не может быть полностью адекватна объекту, эта адекватность всегда будет относительной и касаться в основном цели, поставленной студентом. Если результаты теоретического анализа основных параметров не совпадают с характеристиками реального объекта, то происходит корректировка моделей. Само определение модели указывает на то, что она является чаще всего уменьшенной, а не увеличенной копией.
    • Наблюдение. Суть наблюдения заключается в отстраненном изучении чего-либо с фиксацией изменения его состояния.
    • Эксперимент. Для подтверждения предполагаемого результата, студент доказывает его на практике. Иногда требуется воссоздать некоторые специальные условия, а иногда используют те, которые уже существуют. Часто используют специальные устройства для фиксации результатов. Примером можно считать измерение скорости после улучшения технических характеристик машины.
    • Измерение. При написании курсовых работ проводятся измерение определенных характеристик для того, чтобы наиболее полным образом можно было рассказать об изучаемом объекте.
    • Описание. По сути оно является составляющей эксперимента или наблюдения. От студента требуется лишь задокументировать увиденное.
    • Анкетирование, опрос. Иногда по теме курсовой проводится анкетирование или опрос. При анкетировании ответчик выбирает один из уже готовых ответов, при опросе дает его полностью сам. Используя анкеты или перечень вопросов, не забудьте дополнить приложения курсовой их бланками.
    • Беседа, интервью. Нужные ответы получаются при беседе на изучаемую тему. Чтобы спокойно проанализировать полученную информацию, рекомендуется записывать разговоры на диктофон или же отмечать важные моменты письменно.
      Теперь вы можете выбрать наиболее подходящие для вас способы достижения цели, поставленной во введении к курсовой работе.

    Какие методы следует использовать в курсовой работе

    Какая бы задача перед вами не стояла, следует выбирать наиболее подходящие пути ее решения. Не нужно отдавать предпочтение наиболее простым методам в своей работе, лучше повысить свой уровень знаний. Настоящий научный подход не бывает простым.
    Однако не стоит использовать все подряд, особенно если не понимаете в чем же суть данных методов. По этой же причине нельзя указывать те методы в курсовой, которые абсолютно нигде не применялись. Если вы не сможете ответить на вопрос научного руководителя о том, как или где воспользовались именно этими методами, то существенно понизите свои шансы на отличную оценку.
    Вы можете сочетать практические и теоретические методы исследования в курсовой. Пример: эксперимент совместно с изучением научной литературы.

    Методы в курсовой работе
    5 (100%) 1 vote